Американская эйфория от дешевой нефти стала проходить, когда потери начали сказываться на инвестиционных фондах, пенсионных счетах и банковских балансах, однако всю серьезность, если не катастрофичность положения, осознают далеко не все инвесторы и компании-заемщики в нефтедобывающих штатах, отмечает Bloomberg.
С июня 2014 года из-за понижения рынков акции 76 компаний потеряли в общей сложности 393 млрд долларов, а высокодоходные энергетические облигации обесценились почти на 40 млрд долларов, согласно индексу Bloomberg Intelligence по североамериканской нефтедобыче. Итого почти 400 млрд долларов, и отнюдь не все эти деньги относятся к вложениям частных инвесторов и банковским займам – акции и облигации активно скупали разные накопительные фонды и страховые компании, откуда течет основная наличность на пенсионные счета американцев.
«Единственное, что отмечают сейчас люди – это падающие цены на газ. Но они пока не замечают, что это также бьет и по их инвестиционным программам», — заявил сопредседатель нефтегазового консалтинга юридической фирмы Latham & Watkins в Хьюстоне Син Уилер.
Восемь месяцев тому назад нефтяная компания Energy XXI, со штаб-квартирой в Хьюстоне, продала облигаций на 650 млн долларов – спрос был так высок, что компания более чем удвоила размер предложения. Теперь ее долг составляет чуть меньше 50 центов на каждый доллар, a акции уменьшились в цене на 88%. Общая сумма долга Energy XXI – более 3,8 млрд долларов. И таких нефтегазовых компаний, облигации которых упали до сокрушительного уровня, а инвесторы не надеются вернуть свои деньги, составляет более 80, согласно данным, на которые ссылается Bloomberg.
«В акции, связанные с энергетикой, с конца сентября основными инвесторами вложено более чем 963 млрд долларов», — отметил нью-йоркский аналитик Питер Лаурелли, вице-президент исследовательской фирмы eVestment (Мариетта, Джорджия), изучающей инвестиционные стратегии, объем которых оценивается в 22 трлн долларов.
Вторым по величине акционером Energy XXI является группа фондов во главе с Vanguard Group, крупнейшая в США фирма инвестиционного фонда. Главным владельцем облигаций выступает еще один фонд — Franklin Resources в Сан-Матео, Калифорния, или Franklin Templeton Investments, контролирующий совокупный долг Energy XXI по ценным бумагам. У трех американских банков компания взяла кредитов на 974 млн долларов, но кроме этого, она занимала деньги в Великобритании, Австралии, Канаде, Испании и Японии.
«В таких штатах как Техас, где нефтью определяется весь основной бизнес, банкам будет трудно добиться возврата кредитов, и это затронет многие банки. Низкий экономический рост скажется и на стоимости недвижимости, банки пострадают от недостаточной рекапитализации», — считает эксперт финансовой корпорации Stiefel в Атланте Брэди Гэйли.
Если такие банки как MidSouth Bancorp в Луизиане, ссужающий деньгами крупные компании, надеясь на их устойчивость, то для сотен небольших банков в Техасе, Колорадо, Оклахоме и Северной Дакоте, выдававших на пике нефтяного бума много энергетических кредитов, положение складывается сегодня отчаянное.
«Мы крайне обеспокоены тем, что будет с банками в этих нефтедобывающих районах. Если цены задержатся на низком уровне, у них будут самые серьезные проблемы», — подтвердил сотрудник Службы валютного контроля США, главного регулятора местных банков Джил Баркер.
|