Вице-президент США Байден угрожает Москве «серьёзными дополнительными санкциями».
Накануне саммита глав государств ЕС, назначенного на 25−26 июня, Вашингтон продолжает поддерживать европейские элиты в «рабочем» антироссийском тонусе. Напомним, в ходе этого мероприятия должно быть принято решение о продлении секторальных санкций в отношении России.
По словам Байдена, США и страны, входящие в «Большую семёрку», готовы ввести против России «серьезные дополнительные санкции». Какие новые меры по «укрощению строптивой» России изобрели в администрации Обамы, вице-президент распространяться не стал.
8 июня непосредственный начальник Байдена — президент Барак Обама, сделал заявление в менее резкой форме. Он сообщил, что партнеры США по G7 заверили американскую сторону о своей готовности продлить после июля действующие санкции против России. В такой ситуации можно только догадываться, был ли озвученный Байденом экспромт насчет готовности США пойти дальше в санкционной войне с Россией согласован с его шефом. Поскольку вице-президент США известен своей склонностью к противоречивым высказываниям.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников назвал ожидаемым заявление вице-президента США.
— Все сценарные прогнозы, обнародованные Минэкономразвития, Минфином и ЦБ, предполагают, что санкционный режим будет сохранен в этом году (и, с большой вероятностью, ещё года на два).
Что касается мотивации американцев и европейцев, то они не только преследуют цель оказать давление на политику Кремля посредством нанесения экономического ущерба. Большую роль играет и сила инерции. Ведя санкции, однажды, их бывает трудно отменить без имиджевых и политических потерь того, кто это сделал.
— Конкуренты демократов в политическом истеблишменте США преподнесут это американской общественности как проявление слабости и непоследовательности со стороны администрации Обамы?
— Да, это отразится на внутриполитических раскладах в США. Для Европы американцы тоже не могут резко «перекрутить роль». Потому что санкционный режим вводился в связи с ситуацией на Украине. Соответственно, его ослабление связано с выполнением Минских соглашений, которые сегодня явным образом срываются. Вопрос заключается в интерпретации, кто должен нести ответственность за это. Позиция США в этом плане давно известна и неизменна: вина лежит на России.
— Так или иначе, цена вопроса для Вашингтона минимальна. Как откровенно признал пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест, европейцы несоизмеримо больше страдают от антироссийских санкций, чем США. А это большой соблазн усилить за чужой счёт давление на Москву, чтобы она, в свою очередь, заставила ополченцев подписать мир с Киевом на условиях полной капитуляции.
— Это одна из оценок мотивации Белого дома, а их гораздо больше, и я бы не хотел всех их комментировать.
— Какие «дополнительные» кары за геополитическую неуступчивость могут применить США и их «младшие партнеры» по западной коалиции?
— Об этом в Вашингтоне пока помалкивают. А я не хочу подсказывать американцам, что ещё можно предпринять.
— Вы полагаете, аналитики из Госдепа США и прочих «мозговых трестов» Pax Americana сами не в состоянии додуматься, как надавить на РФ более эффективно?
— Не моё это дело — давать советы американцам.
— Тогда подскажите российскому руководству, как поступить в случае, если угроза, озвученная Байденом, будет реализована? Ведь отвечать на «серьёзные дополнительные санкции» каким-то образом всё равно придётся.
— Наши власти достаточно откровенно высказались на этот счёт. Если санкции расширят, с нашей стороны будет ответ. Медведев говорил, что он будет иметь ассиметричный характер. Российское руководство найдёт конкретные решения и в финансовом секторе, и в высокотехнологичных сферах, и в ТЭК.
В виде точечных решений может произойти всё что угодно. Например, недавно был запрещен импорт шпрот из Латвии. Ущерб экономике этой страны составит 200 млн евро. Таких точечных мер можно придумать сколько угодно.
— Выходит, мы можем ответить только как потребители, закрывая вход на свой рынок для тех или иных западных производителей? Определенные потери понесут восточные европейцы, плюс Германия, меньше Франция и Италия. США в стороне. И это весь арсенал наших средств?
— Отнюдь. Мы можем искать наиболее чувствительные с точки зрения политических последствий шаги в тех или иных областях. Какие-то позиции можем даже смягчить, ужесточив другие. На мой взгляд, сейчас идёт «война нервов». В этой игре все стороны хотят сохранить своё лицо. США и ЕС говорят: «Мы, может быть, расширим санкции». Москва: «А мы вам ответим». В Вашингтоне спрашивают: «А как именно?». Москва: «Посмотрим. Вы же сами ничего конкретного пока не сделали».
Можем расширить персональные санкции — у МИДа есть свои чёрные списки персон нон-грата. Вы на 150 человек их увеличили, значит, мы сделаем то же самое.
Всё упирается в Минские соглашения, которые, в свою очередь, завязаны на реструктуризацию внешнего долга Украины. Посмотрим, что произойдет 20 июня: заплатит нам Киев по евробондам или нет. В последнем случае обращаемся в суды, требуем их досрочного погашения. Такая возможность предусмотрена в договоре об их приобретении. Когда госдолг заёмщика зашкаливает за 60% ВВП, будьте любезны, верните наши деньги. Имеем полное право, в соответствии с подписанным вами же соглашением.
Ещё один вариант — усилить давление по линии «Газпрома»: не хотим больше предоставлять Киеву скидки и всё тут. В принципе, оно уже оказывается — представители нашей газовой компании заявляли, что после окончания срока действия контракта (2019 год) они не видят Украину в качестве транзитного государства. Ускорим поиск обходных маршрутов в Европу, начнём строить «Турецкий поток».
Кстати говоря, Запад и сам оказывает давление на Киев по финансовой линии. По моему мнению, осуществляя провокации на границе с ДНР и ЛНР, майданные власти пытаются выторговать себе более комфортные позиции по вопросу об урегулировании внешнего долга.
— Это спорный тезис, представители МВФ уже заявили, что будут продолжать финансирование Украины в любом случае. Даже если Киев объявит суверенный дефолт. Правда, в качестве возмещения ущерба Украина будет вынуждена распрощаться со своими наиболее привлекательными активами (Яценюк уже говорил о начале массовой распродаже реального сектора экономики по бросовым ценам).
— Не уверен, что американские инвесторы охотно пойдут в воюющую страну. Года через 2−3, если ситуация стабилизируется, может быть.
— Лишившись своего производственного сектора, Украина попадает в кабальную зависимость от главного кредитора в лице МВФ, политику которого определяет финансовая элита США.
— Фонд не сможет предоставить очередной транш, если не будет проведен международный аудит госкомпаний, которые выставляются на продажу. Так записано в правилах этой структуры. Хочет Яценюк или нет, ему придётся раскрывать всю информацию, менять структуру корпоративного управления, доказывать, что данный актив действительно привлекателен.
Это долгий процесс. Пока мы слышим одни декларации, и я бы не стал им доверять. Сегодня Фонд говорит, надо потерпеть, поднажать, тогда мы, может быть, дадим деньги. Это сигнал — договаривайтесь с пулом инвесторов. А договорятся ли, большой вопрос. Потому что украинские власти настаивают не на пролонгации сроков выплат, а о списании значительной части долга. Американцы выдали им гарантии на $1 млрд. под реструктуризацию долгов. Может быть, будут какие-то подвижки. А МВФ повторяет своё — ребята, давайте, договаривайтесь.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов согласен с тем, что пока угроза ужесточения санкций имеет сугубо вербальный характер.- Понятно, что США нужно постоянно демонстрировать свою активность и держать в узде своих союзников (прежде всего, европейских), которые вовсе не в восторге от продолжающихся санкций. Для этого они используют самые разные поводы. Такие, как очередная встреча «Большой семёрки» или визит украинского премьера Яценюка в Вашингтон. Чтобы, если не своими действиями, то, хотя бы, декларацией о намерениях напакостить России, припугнув её правящий класс. Фактически Байден озвучил ультиматум: перепишите под нашу диктовку Минские соглашения, сдайте Донбасс, откажитесь от Крыма, тогда поговорим об отмене санкций.- Позиция США явно несостоятельна: пункты любого соглашения должны выполняться последовательно. Прежде всего, прекращение огня, затем отвод вооружений. Если этого нет, то о каком воспрепятствовании установлению контроля над границей с народными республиками со стороны России можно говорить?
— Какие ещё меры может предпринять администрация Обамы?
— Сейчас много спекулируют на тему возможной реквизиции зарубежного имущества и активов РФ под самыми надуманными предлогами (вроде поданного Киевом в ЕСПЧ иска о компенсации потерь от присоединения Крыма к России). Я думаю, что этого не произойдёт. Потому что американцы и их европейские партнеры прекрасно понимают, что Россия в ответ национализирует собственность иностранных компаний на нашей территории. Плюс есть наши пассивы на сумму $970 млрд. (государственный и корпоративные долги), которые мы можем просто не отдавать.
— «В заложниках» у США, по оценкам ЦБ, находятся российские активы на сумму порядка $1,3 трлн., включая золотовалютные резервы (около $360 млрд.). Размен получится явно не эквивалентным.
— Убежден, что США не пойдут на такой крайний шаг как арест наших ЗВР или отказ вернуть средства Резервного фонда, вложенные в их казначейские облигации. Если они не на словах, а на деле докажут, что по политическим соображениям можно присвоить себе чужую собственность, это оттолкнёт инвесторов всего мира от вложений в американскую экономику. В том числе Китай, который начнёт резко избавляться от американских облигаций. А это главный держатель бумаг американского казначейства. Потом по этому пути последуют арабы и прочие инвесторы. В конечном итоге, это может привести к обрушению доллара и краху финансовой гегемонии США. Как показывает практика, проблемы с «цитаделью демократии» могут внезапно возникнуть практически у любой страны мира.
— Могут ли США попытаться выдворить Россию из каких-либо международных организаций?
— Трудно сказать навскидку. Разве что действуя не от своего имени, а по линии других организаций, например, МВФ. Хотя они и обладают в Фонде «контрольным пакетом», страны БРИКС, включая других наших симпатизантов, вместе набирают блокирующий пакет и могут заветировать это решение.
— Решение об исключении России из МВФ — это из серии «назло кондуктору пойду пешком». Москва своими взносами подпитывает структуру, которая с помощью российских денег поддерживает враждебный нам киевский режим.
— По сути, так.
— К тому же в рамках БРИКС создаётся альтернативный финансовый инструмент — Банк развития. В свою очередь, пул валютных резервов БРИКС может стать хорошей альтернативой размещению наших ЗВР в западных юрисдикциях.
— Пока эти структуры находятся в зачаточном состоянии. Но Россия могла бы придать большую динамику их развитию. В любом случае, лучше наращивать своё влияние в рамках БРИКС, чем вкладываться в западную экономику или спонсировать те организации, где США и их союзники имеют «контрольный пакет» в процессе принятия решений. Впрочем, не обязательно покидать МВФ. На мой взгляд, гораздо продуктивнее заниматься реформой этой финансовой организации, добиваясь вместе со своими партнерами изменения квоты голосов. То, что нас лишили «приставного стула» к «Большой семёрке», это абсолютно несерьёзная мера. Полноценной международной организацией «семёрка» никогда не была. Как справедливо выразился Владимир Путин это всего лишь «клуб по интересам». К гораздо более серьезным последствиям может привести попытка лишить Россию права вето в Совбезе ООН, объявив её «государством-агрессором». Но я не думаю, что это реально, это будет означать конец международного права и полную анархию в международных отношениях.
— Возможен ли разрыв дипотношений между Россией и США?
— Скорее, я бы не исключал отказ от контактов на дипломатическом и политическом уровне. А также дальнейшего «выкручивания рук» своим союзникам, чтобы те поддержали начинание США и тоже отказались от контактов с Москвой. Самая неприятная мера для нас уже обсуждалась в прошлом году — отключение России от системыSWIFT.
— Недавно в российских СМИ прошло сообщение, что ЦБ РФ начал досрочно внедрять российский аналог SWIFT. Готовится и совместная альтернатива американскому доминированию в платёжной сфере с китайцами…
— Досрочное внедрение ещё не означает, что система полноценно заработает. Отключение от SWIFT будет достаточно тяжёлым ударом. Монополизм США в контроле над финансовыми потоками (а мы были вынуждены подключиться к этой системе) даёт Вашингтону определенные преимущества. Но, опять же, против произвола со стороны США будут возражать другие участники международного общения. В свою очередь, наши успехи с Китаем (и не только) по переводу торговли с долларов на рубли и юани, по созданию собственной платежной системы, снижают эффективность указанной санкции. По-крайней мере, катастрофой для России её введение не станет. Санкционная война продолжается уже год, и мы доказали свою жизнеспособность. Колоссальные ресурсы России, в принципе, делают её самодостаточной. Тем более что полной изоляции нашей страны на международной арене США добиться не удалось.
— Пойдут ли США на замораживание зарубежных активов представителей правящей элиты? Есть мнение, что их уже заблаговременно вывели из опасных западных юрисдикций.
— Полностью едва ли. Правящий класс у нас обладает той же ментальностью, что и рядовые граждане. Как говорится, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Опять же, обратимся к международному опыту. Ну, заморозили США иранские активы после Исламской революции. Но они это сделали только, когда произошёл тотальный разрыв, включая дипотношения, а США в Тегеране называли не иначе как «Большим Сатаной».При этом никакого всплеска лояльности со стороны элит не произошло. Что касается разрыва дипотношений между Россией и США, то он не выгоден Штатам. Тогда мы перестанем сотрудничать по тем направлениям, в которых заинтересован Вашингтон. В частности, по Ближнему Востоку.
— Чем мы можем ответить на попытку США усилить санкционные меры в отношении России?
— Возможно, выйдем из ВТО, дальнейшее пребывание в которой из-за режима санкций просто лишается всякого смысла. В таком случае за нами могут автоматически последовать 2−3 десятка государств, что приведёт к развалу торгового клуба, главными бенефициарами которого до сих пор были США и транснациональные компании. Во-вторых, мы можем ужесточить режим поставок газа в Европу. Например, во время сильных холодов «Газпром» имеет право не наращивать поставки сверх оговоренных объёмов, которые могут оказаться недостаточными для полноценного жизнеобеспечения стран ЕС. Тогда о венгерском или словацком реверсе Киеву придется забыть. В-третьих, нужно выстраивать свою систему международных правил. Это как на стадионе, на котором проходит футбольный матч. Основные участники международной политики — это рядовые зрители на трибунах. Они просто наблюдают за игрой, правила которой разработали другие. У игроков тоже разный статус: кто-то находится на поле, а кто-то сидит на скамейке запасных. Государства по этому принципу делятся на тех, которые «находятся на скамейке запасных», «играют на поле» или сидят на трибунах. Но самое главное государство то, которое определяет правила игры. Чтобы стать таким, необходимо заниматься усилением обороноспособности, укреплением экономического потенциала и поиском надлежащих союзников. То есть, это комплексная задача.
|