Компания Gunvor строит в Усть-Луге нефтепродуктовый терминал, и его скорый запуск может оказаться как нельзя кстати. Ведь длившаяся почти целый месяц нефтяная война между РФ и Белоруссией заставила Москву вспомнить об обходных маршрутах экспорта нефтепродуктов.
Белоруссия, еще до вхождения в Таможенный союз с Россией, не раз требовала от Москвы эксклюзивных отношений, пишет РБК daily. Теперь следует ожидать упредительных действий со стороны России, чтобы умерить пыл соседей по союзу при согласовании таможенных платежей. Для демонстрации независимости в порту Усть-Луга в ускоренном порядке готовится к запуску нефтепродуктовый терминал. Участники рынка говорят, что его открытие усилит позиции Москвы на случай нового обострения споров с Белоруссией. Сейчас в России практически нет собственных возможностей для экспорта мазута. Как правило, он отправляется на терминалы в Прибалтику, в частности в Литву, в том числе транзитом по железной дороге через Белоруссию. Терминал в Усть-Луге будет первым мазутным в стране, и сейчас на фоне проблем с Белоруссией очень важно показать, что он готов к работе. Терминал может начать функционировать в первой половине 2010 года, в настоящее время на объекте продолжаются строительные работы. Однако по косвенным данным пуск может произойти уже в ближайшее время. Сейчас работы ведутся на причалах. Подготовка к пуску ведется и на других фронтах. Отраслевое агентство «Портньюс» на днях передало, что 14 февраля на заседании межведомственной комиссии по обустройству пунктов пропуска через госграницу в порту Усть-Луга планируется рассмотреть вопрос об открытии пункта пропуска на терминале «Роснефтьбункер» (структура, связанная с Gunvor). При этом первая отгрузка с терминала на танкер «Совкомфлота» может состояться уже 1 марта. Проект терминала предусматривает прием грузов из железнодорожных вагонов, промежуточное хранение и погрузку в танкеры. Максимальный грузооборот комплекса составит 30 млн т мазута и светлых нефтепродуктов в год. С открытием нового терминала у российских руководителей появится неплохой повод напомнить соседям о серьезности намерений по строительству БТС-2. Тем более что новый маршрут транспортировки нефтепродуктов может быть экономичнее. «Транспортные издержки при отправке топлива через Усть-Лугу могут быть ниже, чем при его транспортировке другими маршрутами, в частности, через Белоруссию в направлении прибалтийских портов, — отмечает аналитик «Метрополя» Алексей Кокин. — Другое дело, что концентрация сырьевых потоков на Финском заливе дает дополнительные риски». Нефтеналивные проекты в Усть-Луге как раз начались с одного из первых конфликтов между двумя странами. «Конфликт с Белоруссией очень позитивно повлиял на перспективы реализации проекта БТС-2, который должен прийти на смену нефтепроводу «Дружба» и снизить политические риски для российских поставок. Конечным пунктом нефтепровода БТС-2, берущего начало в Унече Брянской области, как раз и является Усть-Луга», — напоминает Александр Еремин из «Финама».
|